ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА JC-RUSSIA.RU!

JC-RUSSIA.RU – неофициальный сайт Джеки Чана в России.

Главная Биография Фильмография Новости Мультимедиа Разное

Статья: Путешествие на Запад с Джеки Чаном и Джетом Ли

Пятнадцать лет этого ждали зрители, больше двадцати лет - актеры, но потребовалась помощь американских продюсеров и западного режиссера, чтобы легенды боевых искусств Джеки Чан и Джет Ли сошлись в экранном поединке. Картина, в которой исполнилась мечта нескольких поколений фанатов, именуется «Запретное царство», и это новая масштабная попытка привить американской публике любовь к китайскому кино.

ОДИНОКИЙ ГЕРОЙ

Что может быть лучше суперзвезды в титрах боевика? Разумеется, две звезды. А еще лучше-три. Или пять. Если бюджет выдержит. Впрочем, инвесторы вполне могут расщедриться по максимуму, коли им объяснить, что лента соберет в кинотеатрах фанатов целой команды звезд. Сосредоточение преимуществ - базовая рекламная идея.
Но если собрать в одном боевике пару-тройку суперзвезд - столь очевидный ход, то почему Джеки Чан и Джет Ли лишь сейчас нашли время, чтобы сняться в одном фильме? Живут они рядом, пересекаются часто -давно бы могли договориться и что-нибудь вместе сделать. Особенно если речь идет о столь благой цели, как продвижение гонконгского кино на американский рынок.
Но не все так просто. Во-первых, когда собираешь в одном проекте сверхвостребованных исполнителей, их расписания бывает трудно согласовать. Нередко звезды отказываются от интересных и желанных ролей только потому, что у них уже есть нерасторжимый контракт на другой проект. Джеки и Джет, например, впервые задумались о совместной работе в начале 1990-х, но лишь сейчас осуществит ли эту мечту. И трудности с расписаниями сыграли в этом не последнюю роль.
Во-вторых, и эта проблема куда серьезнее, суперзвезды боевиков не любят ходить строем. Главный экшен-штамп всех времен и народов: одинокий герой разделывается с целым полком подручных злодея, а затем в эффектном финальном бою уничтожает главного мерзавца. Ведь супергерой на то и супергерой, что он один в поле воин, последняя надежда человечества, Избранный. Конечно, у него могут быть помощники, комические спутники, любимые девушки...
Но на свой главный бой он должен отправляться в одиночестве. Иначе какой он супергерой?
Разумеется, не все фильмы следуют штампам, а главные герои телесериальных боевиков часто работают в команде. Но то телевидение, у которого свои сценарные законы. Да и суперзвезды там редко снимаются. В кино же принцип одного ведущего героя регулярно нарушается лишь в «бадди-муви», где два центральных персонажа дополняют друг друга. Джеки Чан, например, спокойно снимался с Крисом Такером и Оуэном Уилсоном, не имеющими отношения к боевым искусствам. А вот делить экранное время с суперизвестным мастером в расцвете сил - извините-подвиньтесь. Конечно, если речь не идет о киноверсии «Путешествия на Запад». Ради классического романа можно и смирить гордость.
Борис Иванов

Квадратура круга
Вот уже несколько десятилетий продюсеры Гонконга и Голливуда (а также Китая и Японии) бьются над задачей похлеще теоремы Ферма. Как заставить американских зрителей толпами стекаться на ленты, где главные роли играют ведущие азиатские звезды?
Актуальность этой проблемы очевидна даже неспециалисту. Современный кинематограф - дорогое удовольствие, и сейчас даже самая богатая страна в мире не может обеспечивать сборы, держащие на плаву целую киноиндустрию. Масштабные проекты должны выходить в мировой прокат и повсеместно продаваться на DVD. В этом случае фильм, провалившийся на родине, может окупиться за счет иностранной публики. Чем больший финансовый люфт будет у продюсеров, тем с большим удовольствием они будут экспериментировать с необычными проектами и тем интереснее будет кино в целом.
Однако сейчас стабильный международный прокат получают только американские проекты. Казалось бы, голливудцы должны этому радоваться, но они конкурируют не только с остальным миром, но и друг с другом. Стабильно приносящих деньги суперзвезд мало, постоянно успешных режиссеров тоже, и если все они заняты, что делать продюсерам, которые не сумели с ними договориться, и съемочным группам? Только снимать трэш с второсортными коллегами и готовиться к выгрызанию каждого доллара при продажах на видео. Поэтому расширение пула ведущих режиссеров и особенно актеров -мечта каждого профессионального продюсера. Опять же, полноценная конкуренция со стороны иностранцев может сбить явно завышенные суперзвездные гонорары и снять проблему зрительской усталости от одних и тех же лиц, мелькающих на экране. Мы уж не говорим о том, что в нынешнем Голливуде сильны позиции восточных компаний вроде Sony, и их боссы были бы не против видеть в блокбастерах родные, а не исключительно англосаксонские физиономии.
К сожалению, желаемое и действительное пока что далеки друг от друга. Чтобы покорить мировой кинорынок, нужно завоевать среднего американского зрителя. А он, откровенно говоря, в гробу видел всяческих «китаез». Когда обычный американец вроде Гомера Симпсона задумывается о Китае, он вспоминает о коммунистической угрозе, аутсорсинге рабочих мест (разорившем многие рабочие семьи в США), дешевых, но опасных игрушках, покрытых красками с тяжелыми металлами... А вот о том, какая в Китае интересная культура, знают сравнительно немногие. Понятно, что такой американец не готов смотреть китайские боевики или корейские мелодрамы. И даже у американского проекта с восточной звездой в главной роли могут возникнуть проблемы.
Конечно, вы можете возразить, что в Америке живут не только Гомеры, но и Лизы Симпсоны, и что в Штатах полно артхаусных кинотеатров, не чурающихся иностранных фильмов с субтитрами. Это верно, но вот беда: зрители таких заведений часто мнят себя выше жанрового кино, которым занимаются на Востоке. Они готовы высидеть три часа на претенциозной «фестивальной» драме, чтобы почувствовать себя элитой нации. Однако они не будут собирать коллекции китайских боевиков и с нетерпением ждать новых лент тайца Тони Джаа. В лучшем случае они для общего развития посмотрят один такой фильм и отправятся на поиски новых экзотических кинематографий. Так что классические артхаусные кинотеатры для восточных блокбастеров плохо подходят.
Безусловно, в Штатах немало искренних поклонников восточного жанрового кино, но все-таки их недостаточно, чтобы окупать по-настоящему масштабные проекты. Соответственно, гонконгцы финансово стеснены и вынуждены работать только для себя, а американцы не спешат вкладываться в совместные ленты с Китаем. Если же восточные звезды все-таки добираются до Голливуда, то они либо изображают злодеев, либо играют второстепенных персонажей, либо оказываются вынуждены сниматься в дешевом трэше, достойном только дальних полок видеопрокатов. Такой вот замкнутый круг, упирающийся в невозможность перестроить сознание массового американского зрителя.
Но надежда есть. Если нельзя изменить взрослых, нужно ориентироваться на детей и подростков, выросших в мире японских игровых приставок и японских мультфильмов. Эта публика спокойнее относится к лентам с субтитрами, восточному искусству и жанровому кино. Однако и тут тоже не все гладко. Вспомним позорно провалившийся блокбастер «Вокруг света за 80 дней». Сочетание подросткового классического романа Жюля Верна с комедийными ужимками и трюками Джеки Чана публику не покорило. Так что сериалы «Час пик» и «Шанхайский полдень» пока остаются единственным дорогими и коммерчески удачными союзами легендарного актера с голливудским кино.
У Джета Ли, даром что он моложе, ситуация еще хуже. У него всего один успешный западный проект -«Ромео должен умереть», вышедший восемь лет назад. Но оба гонконгца не сдаются. И если покорение Голливуда в одиночку дается им с трудом, то совместный проект, да еще и ориентированный на семейную публику, теоретически способен не только собрать в американских кинотеатрах всех фанатов гонконгских лент, но и увлечь зрителей, обычно такие показы не посещающих. Прежде всего, родителей с детьми.

Два воина
Разумеется, у Джета Ли и Джеки Чана были не только коммерческие причины взяться за проект вроде «Запретного царства». Будучи одним из самых известных жителей Гонконга, Чан давно видит себя объектом для детского подражания, а потому не играет злодеев, очень редко демонстрирует на экране вредные привычки (кроме, разумеется, самокалечения во время опасных трюков), поддерживает благотворительные фонды и с удовольствием трудится на благо малышей и подростков. Джет Ли, в свою очередь, лишь немного отстает от коллеги в благотворительной работе. К тому же у него четверо разновозрастных детей, а семейные актеры всегда с удовольствием играют в картинах, которые они могут спокойно показать своим отпрыскам.
Впрочем, идея «Запретного царства» родилась не в умах живых классиков. Для этого они слишком заняты на своих многочисленных работах. Инициатором проекта был американский продюсер Кейси Сильвер, «широко известный в узких кругах». Начинал он как сценарист и помощник режиссера (так, он помогал Эдриану Лайну ставить «Танец-вспышку»), после чего перебрался из творцов в функционеры и стал директором по развитию в компании Simpson-Bruckheimer Productions, первой продюсерской фирме ныне легендарного Джерри Брукхаймера. Далее Сильвер перешел в TriStar Picture, где дослужился до поста старшего вице-президента по производству. Наконец, «горизонтально» мигрировав в Universal Pictures, Сильвер достиг еще больших высот. В 1995-м он стал председателем совета директоров компании.
Однако на этом высоком шестке Сильвер тоже не засиделся. Ему надоело распоряжаться чужими деньгами, и в 1999-м продюсер создал собственную фирму Casey Silver Productions. Но тут удача его покинула. Хотя Сильвер пригласил в свой первый самостоятельный продюсерский проект соратника Мартина Бреста (во время Simpson-Bruckheimer Productions они вместе делали «Полицейского из Беверли-Хиллз») и сверхпопулярную голливудскую влюбленную пару, «Джильи» получился всеобщим посмешищем. Брест, Бен Аффлек и Дженнифер Лопес вместо создания успешного блокбастера угробили свои карьеры. Особенно Брест, который с 2003 года нигде не работает.


В отличие от коллег, Сильвер удержался на плаву, но ему тоже пришлось нелегко. Далее продюсер сделал подростковый приключенческий фильм «Идальго», и эта картина тоже не окупилась в Америке, однако выплыла за счет международного проката. Наконец, третий проект Сильвера, «Команда 49», пусть и не стал мегауспешным, но все же заработал больше денег, чем на него потратили. Бизнес у продюсера наладился, однако ему все еще был нужен неожиданный, прорывный проект. Тут-то ему и пришла в голову мысль снять в Китае американский фильм с ведущими гонконгскими звездами.
Изначально Сильвер хотел сделать новую экранизацию «Путешествия на Запад», самого известного на Западе классического китайского романа. Конечно, саму книгу, написанную в конце XVI века и приписываемую писателю и поэту У Чэнъэню, в Америке читали немногие, но ее основной сюжет хорошо известен по детским переводам-пересказам и многочисленным восточным фильмам, мультфильмам и сериалам.
Речь в романе идет о монахе Сюйаньцзане, который отправляется из Китая в Индию, чтобы привезти оттуда свитки с буддийскими текстами. В пути монаха сопровождает изгнанный с Небес могучий Царь Обезьян и еще двое провинившихся перед Небом бессмертных. По дороге герои побеждают различных монстров, совершенствуются в духовности и переживают множество захватывающих и комических приключений.
Любой, кто представит себе героев «Путешествия», сразу поймет, что Джет Ли прекрасно вписывается в образ монаха, а Джеки Чан со всеми своими ужимками вполне может сыграть Царя Обезьян. Но когда Сильвер пришел с этой идеей к Джету Ли, тот заметил, что в оригинале Сюйаньцзан не сражается. Конечно, в некоторых вольных экранизациях монах дрался не хуже спутников, но искренний буддист Ли не хотел искажать образ героя, списанный с реального монаха Сюйаньцзана, который в самом деле проделал опаснейший путь из Китая в Индию и обратно в первой половине VII века. Привезенные им книги легли в основу чань-буддизма.


Однако, заинтересовавшись идеей Сильвера, Ли внес контрпредложение. Он сказал, что вполне можно сделать вольную версию «Путешествия», в которой Царь Обезьян, искусный в магии, превратится в странствующего монаха. Тогда Ли сыграет эту роль, не выказывая неуважения к великому религиозному деятелю. В свою очередь, Джеки Чан легко впишется в образ Чжу Бадзе - спутника главных героев, изгнанного с Небес за пьянство. Ведь не стоит забывать, что самые популярные в Китае роли Чан сыграл в картинах о мастере «пьяного» стиля кунг-фу.
В конечном счете продюсер и актер решили серьезно переработать оригинал и создать историю, лишь намекающую на «Путешествие». Чтобы увлечь американских зрителей, в центр сюжета был поставлен современный подросток, бредящий китайскими фильмами. В начале картины он магическим путем переносится в древние времена... Ну
а дальше понятно. «Здравствуй, мальчик, ты Избранный. Сейчас соберем команду спутников и двинем,
делать добрые дела. Попутно научим тебя кунг-фу». Этакая смесь «Путешествия на Запад» и «Парня-каратиста».
В напарники центральному персонажу дали Царя Обезьян, замаскированного под монаха, в исполнении Джета Ли и «пьяного бессмертного» Джеки Чана с новым именем Лу Ян. Ибо «Чжу Бадзе» редкий американец выговорит. Да и какой смысл сохранять имена, если радикально перерабатываешь сюжет? Также героя должна была сопровождать девушка, ибо это древнекитайские герои странствовали только ради Просветления. А у нынешних подростков самосовершенствование без красоток плохо получается. Окончательную версию сценария подготовил Джон Фуско, сценарист «Перекрестков», «Молодых стрелков» и «Идальго».


Китайская одиссея
В Америке немного режиссеров, которым в своей карьере доводилось сочетать в одной картине эпический размах и детский юмор. А поскольку именно такую ленту хотел сделать Кейси Сильвер, то большого выбора у него не было. Власть над проектом получил Роб Минкофф, в прошлом аниматор и режиссер «Короля-льва». Как постановщик художественных лент Минкофф известен по «Стюарту Литтлу» и «Особняку с привидениями».
Главная роль в картине досталась Майклу Ангарано, 20-летнему уроженцу Бруклина, играющему в кино и на ТВ с середины 1990-х. Его детские работы у нас малоизвестны, а из подростковых картин Ангарано стоит отметить «Дорогую Венди», «Лордов Догтауна» и «Высший пилотаж». Обычно он снимается в комедиях и драмах, и играть в фильмах о боевых искусствах ему еще не приходилось. Равно как и заниматься ими. Его любимые виды спорта - футбол, американский футбол и баскетбол.
Но для «Запретного царства» ему хватило общей физической подготовки.
Прочие основные роли были получены китайцами. Для создания образа спутницы героев хотели пригласить Чжан Цзыи из «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», но в итоге в картину взяли начинающую актрису из материкового Китая Лю Ифэй, также известную как Кристал Лю. В детстве Лю долго жила в Америке, а потому у нее не было проблем с английским языком. Роли противников центральных персонажей достались тайваньцу Коллину Чоу (Серафиму из сиквелов «Матрицы» и Хаяте из «DOA») и уроженке Харбина Ли Бинбин, пока что известной лишь знатокам китайского кино.
Джеки Чан умеет, но не любит работать режиссером. Зато он с удовольствием трудится постановщиком трюков. Однако командовать Джетом Ли мастер не решился. Чтобы никому из классиков не было обидно, ставить экшен-сцены был приглашен не нуждающийся в представлении Юэнь Ву-Пин, хорошо известный в Китае по многочисленным боевикам, а в Америке - по «Матрице». Именно Юэнь снял Джеки Чана в его хите 1978 года «Змея в тени орла». Кроме того, постановщик не раз работал с Джетом Л и, а потому он отлично знал, на что способны оба мастера.
Поскольку Робу Минкоффу нужна была помощь не только с постановкой экшена, но и с эпическими съемками в стиле китайских лент, продюсеры наняли оператора Питера Пау, снимавшего «Крадущегося тигра, затаившегося дракона». Обязанности художника-постановщика разделили давний сотрудник Минкоффа Билл Бжески и работавший над последним фильмом Анга Ли «Вожделение» Эрик Лам.


Выучив слова «Голливуд» и «Болливуд», нам пора осваивать новое слово - «Чайнавуд». Или, точнее, «Хэндянь». Именно так называется одна из крупнейших в Китае киностудий, которая в 2005-м поставила мировой
рекорд по числу одновременно снимаемых фильмов и сериалов. Собственно, это не просто студия, а целый город площадью 330 гектаров, параллельно служащий парком развлечений, ибо там в натуральную величину воспроизведены многие китайские здания-достопримечательности. Так, сооруженный в Хэндяне императорский дворец династии Цинь вы могли видеть в «Императоре и убийце», «Герое» и «Клятве».
Именно в «Чайнавуде» снималась основная часть «Запретного царства». Съемки шли как в огромных павильонах, так и на открытом воздухе, среди зданий в древнекитайском стиле. Минкофф не мог нарадоваться на многочисленных рабочих, служащих и мастеров Хэндяня, а Силь-вер с удовольствием прикидывал в уме, во что бы ему обошелся проект сходного размаха в более дорогой стране. По мнению Сильвера, 80-миллионное «Запретное царство» в Америке можно было бы снять лишь миллионов за 200. Руководство студии, в свою очередь, старалось удовлетворить все запросы американцев, чтобы они порекомендовали «Чайнавуд» своим соотечественникам.
Однако даже в Хэндяне нельзя было найти все пейзажи, необходимые для картины о путешествии по Древнему Китаю. Минкофф хотел показать страну во всем ее природном разнообразии, и потому создателям ленты пришлось пережить рабочие экскурсии в горы и в пустыню Гоби. Американцы изучали удивительно красивые китайские виды, а Джеки Чан и Джет Ли наслаждались шансом пожить вдали от назойливых папарацци, которых много не только в Лос-Анджелесе, но и в Гонконге.
Несмотря на весь пафос рекламных роликов «Запретного царства» и размах съемок картины, ее коммерческие перспективы пока не очевидны. «Купится» ли Америка на такую команду создателей и подобный сюжет? Повезет ли ленте в Китае, где по понятным причинам скептически относятся к западным переделкам их литературной классики? Удовлетворит ли фэнов долгожданное сражение Джеки Чана и Джета Ли? Судя по первым рецензиям, фильм у Минкоффа получился, но лишь бокс-офис расставит все точки над «i».
Борис Иванов
(Журнал Total DVD #04 Апрель 2008) http://www.totaldvd.ru/ 

 


Copyright © 2003 - 2010 JC-RUSSIA.RU

Главная Архив Статьи Травмы Ссылки Контакты